On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 27
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:38. Заголовок: Совесть


    Афоризмы про совесть


если в тебе заговорила совесть – не перебивай её. Бауржан Тойшибеков

может быть, совесть источник морали. Но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром. Рюноскэ Акутагава

порядочный человек тот, у кого совесть всегда в порядке. Леонид С. Сухоруков

совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Александр Сергеевич Пушкин

самая мягкая подушка - чистая совесть. Неизвестный автор

больная совесть порождает страх. Неизвестный автор

жалок тот, в ком совесть не чиста. Александр Сергеевич Пушкин

тем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват. Лев Николаевич Толстой

чистая совесть – постоянный праздник. Роберт Бертон

примета: Если совесть отдыхает днём, значит ночью она будет мучить. Леонид С. Сухоруков


СОВЕСТЬ - внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит. Генри Менкен

сделка с совестью дорого стоит. Неизвестный автор

англо-саксонская совесть не мешает совершать определенного рода поступки, но запрещает получать от них удовольствие. Сальвадор де Мадарьяга

совесть привилегированных - это ведь и есть привилегированная совесть. Карл Маркс

совесть - барышня воспитанная и она быстро перестает говорить с теми, кто не хочет ее слушать. Сэмюэл Батлер

человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести. Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Вар-Эбрей)

совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. Сенека

совесть, как требование стыдиться своих собственных постыдных поступков. Демокрит

беспощаднее инквизитора нет, как совесть. Александр Иванович Герцен

всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха. В.Альфиери

да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Александр Сергеевич Пушкин

остерегайтемсь укоров совести, они к добру не приведут. Нельзя позволять своей совести руководить вами. Виктор Мари Гюго

лучше умереть с голоду, чем со стыда. Софи Арну

мы творим зло с наибольшим усердием тогда, когда нас побуждает к этому совесть чистая, но совращенная заблуждением. Эдварде Трайон

совесть обычно мучает не тех, кто виноват. Эрих Мария Ремарк


Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]



Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 28
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:39. Заголовок: Совесть – это так на..


Совесть – это так называемое моральное сознание индивидуума. Совесть позволяет человеку быть убежденным в том, совершает он добро или зло. Совесть также дает возможность нравственно оценить свои поступки.

Наличие совести позволяет человеку оценить свой поступок с точки зрения моральной правильности или неправильности. Часто можно услышать, что у кого-то «нет совести» - это означает, что человек не оглядывается на свои поступки и не принимает никаких мер к тому, чтобы исправить совершенное им зло.


Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 29
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:41. Заголовок: Со́весть — спос..


Со́весть — способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях "спокойной совести".

Согласно З. Фрейду, совесть – внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом. [1]

Во всех европейских языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия cовесть и сознание.

Совесть проявляется в пространстве и рамках морали и не существует вне ее.


Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 30
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:41. Заголовок: Природа совести Сове..


Природа совести
Совесть имеет непосредственное отношение к морали (нравственности, этике), так как именно расхождением с моральными принципами вызываются проявления совести, и с обществом, так как мораль существует только в обществе. Где нет других людей - там нет морали, и там не может проявиться совесть.

Совесть стоит в некоторой связи с свободой воли, ибо человек только в таком случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что от него зависело и не совершать его.

Несмотря на интуитивную понятность термина, четкое психологическое определение в академической литературе отсутствует. Очевидно, что это эмоциональное состояние, формирующееся под влиянием когнитивного диссонанса между тем, что есть и тем, что "должно" быть.

Совесть может проявляться не только в результате поведенческого несоответствия моральным принципам, но и в результате "неправильных" намерений или оценок (например, может быть стыдно за то, что напрасно плохо подумал о человеке).

Изучение совести, как психологического явления, осложняется нереальностью задачи постановки систематического эксперимента.


Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 31
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:42. Заголовок: Возникновение совест..


Возникновение совести
Весьма различно понимали возникновение Совести. Это различие может быть сведено к двум противоположным теориям:

эволюционизму и
интуитивизму.
Первая объясняет развитие Совести из психологических и социологических условий жизни человека; вторая связывает Совесть с природой человека или с объективным добром.

Первая теория, явившаяся в истории позднее интуитивизма и как критика его, нашла себе главным образом защитников среди английских психологов и позитивистов. Рассуждения их сводятся к следующему. Эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывают одобрение; с течением времени, когда связь между альтруизмом и одобрением твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, безотносительно, точно так же, как альтруизм безотносительно одобряется. Это различие эгоизма и альтруизма и различную оценку их чувством стараются внедрить детям, у которых, благодаря повторению и наказанию, устанавливается неразрывная ассоциация между эгоизмом, злом и порицанием их — и альтруизмом, добром и одобрением их. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала от века и иной быть не может.

В действительности эти два явления, т. е. альтруистическое действие и одобрение его, нужно различать, ибо они имеют различный источник. Альтруизм есть нечто унаследованное человеком от его животных предков, одобрение же свойственно лишь известной ступени культурного развития и вошло, благодаря наследственности, в привычку.

Эгоизм есть также нечто прирождённое; порицание его возникло одновременно с одобрением альтруистического действия и точно так же вошло в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно перенесет эту оценку и на свои действия и вместе с тем будет испытывать чувство самоудовлетворения, раскаяния и угрызения, причём самоудовлетворенность непосредственно будет сопряжена с действием, а раскаяние и мучения Совести будут следовать за совершенными, уже эгоистическими поступками. Таким образом возникают и развиваются явления, которые мы называем Совестью.

С этим объяснением в принципе согласен и Дарвин ("Происхождение человека", гл. II и III); он только несколько иначе представляет себе происхождение укоров С. По его мнению, в нас есть стремление заботиться о других; если мы, под влиянием эгоизма, не последуем этому стремлению и, например, не поможем беде ближнего, то впоследствии, когда мы живо представим себе испытываемое бедствие, стремление к помощи ближнему вновь возникнет и неудовлетворенность его вызовет в нас болезненное чувство укоров С. Эта теория происхождения С. в сущности указывает лишь условия развития, а не происхождения С. Если предположить, что у человека имеется хотя бы зародыш С., то несомненно, что он под влиянием указанных условий разовьется в пышный цветок; но откуда взялся сам зародыш? Вот главное основание, почему наряду с эволюционизмом продолжает держаться интуитивизм. Существуют, конечно, и другие причины. Так, Ницше, в своей "Genealogie der Moral", указывает на невероятность того, чтобы альтруистические действия одобрялись теми, кому они идут на пользу. Ницше думает, что отождествление понятий добра и альтруизма устанавливается теми, кто совершает добрые дела, а не теми, кто пользуется ими. Он считает психологически невероятным, чтобы можно было забыть об источниках С., т. е. перенести одобрение с пользы на само действие. Он повторяет упрек, который утилитарно-ассоциационному объяснению делали и раньше: возможность выработки новых свойств сознания, отличных от первоначально данных элементов есть предположение не обоснованное, а средство для выработки этих новых элементов — ассоциация представлений — в действительности не выдерживает критики (ср. например, А. Мальцев, "Нравственная философия утилитаризма", СПб., 187 9). Третьим слабым пунктом эволюционной теории является учение об относительности всякой морали, с которым не мирится нравственное чувство. Что признание добра покоится только на привычке, а не на внутреннем содержании его — это столь же невероятно, как и утверждение, что логические и математические законы истинны не сами по себе, а лишь для человека, установившего неразрывные ассоциации.

Слабое обоснование эволюционизма вызывает необходимость интуитивизма. Интуитивизм покоится на утверждении, что С. есть природное свойство человека, не производное из других элементов. Он не отрицает развитие С. и зависимость её проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считает зародыш С. основным свойством человеческого духа: Ламартин в этом смысле называет С. la loi des lois. Кант (у которого в "Критике практического разума", рассматривающей вопросы нравственности, слово С. не встречается) считает категорический императив или нравственный закон априорным, а посему всеобщим и необходимым; но так как Кант признает, что "нравственный закон ведёт путём понятия о высшем благе, как объекта и цели практического разума, к религии, т. е. к признанию, что все обязанности должны быть рассматриваемы как божественные заповеди не в смысле санкций, а в смысле существенных законов всякой свободной воли", то мы и Кантовскую форму интуитивизма можем подвести к общему его виду, рассматривающему С. как непосредственное выражение в человеке нравственного мирового порядка или высшего существа. С. есть голос Божий — вот, в конце концов, кратчайшая формула интуитивизма. "В С. человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно указывающая на вышечеловеческий принцип" (Олесницкий, "История нравственности и нравственных учений"). Эволюционизм рассматривает С. как чисто человеческий принцип; за пределы индивидуума он выходит лишь для того, чтобы в предках его искать источники нравственности. Интуитивизм берет человека в его связи с объективным миром и из высшего принципа бытия выводит основы нравственности. Для первого нравственность, а, следовательно, и С. является изменчивой и относительной, для второго принципы нравственности и показатель их С. являются абсолютными и объективными. Главной трудностью интуитивизма является вопрос об ошибках С., о ложной С. Если С. есть голос Божий, то каким образом объяснить ошибки С. и кажущееся или действительное отсутствие её у преступников, в случаях так называемой moral insanity, moral insensibility и т. п.? С точки зрения эволюционизма эти факты объясняются нравственным недоразвитием, отсутствием воспитания, средой и т. д. Этот путь объяснения закрыт для интуитивистов. Они должны допустить, как это делали схоласты и отчасти Кант, двойную С., трансцендентную и эмпирическую: первую — как непосредственно данное в природе человека, в виде зародыша, духовное свойство, общее для всех людей (и эта С. не может ошибаться); вторую — проявляющуюся в мире явлений, подверженную законам развития и зависимую от весьма сложных внешних и внутренних условий — и эта С. может ошибаться.

Теория интуитивизма имеет некоторое преимущество перед эволюционизмом. Допустив прирождённость С., интуитивизм не имеет надобности выводить С. из элементов, совершенно ей чуждых; не отрицая развития явлений С. и зависимости её от явлений культуры, он может, по-видимому, объяснить объективный и безусловный характер С., связав её с природой человека и нравственным мировым порядком. Преимущества этой теории, однако, не так велики, как это может показаться на первый взгляд. Если понимать С. как показатель высшей воли, то этим нравственности придаётся опять-таки характер случайный, хотя и в ином значении, чем в теории эволюционизма. Добро потому оказывается добром, что оно есть веление Бога, а не потому, что оно добро само по себе: нравственность лишается своего самодовлеющего характера и ставится в зависимость от теологии. Если же сказать, что добро есть выражение природы человека, что оно априорно, т. е. в известном смысле врожденно, тогда добру (и показателю его, С.) будет дан субъективный характер и возникнет вопрос, какое объективное значение имеют С. и добро, ибо из априорности (или врожденности) вытекает необходимость известного понятия, но не его объективность; можно себе представить прирождённое понятие, которое никакого объективного значения не имеет. Эти затруднения не могут, однако, пошатнуть интуитивизма; о них можно сказать то же, что Паульсен говорит об эволюционизме, отрицая мысль, что психологическое исследование возникновения С. лишает предписания её святости. "Исчезновение обязательности предписаний С. не представляется мне ни логическим следствием, ни необходимым психологическим результатом антропологического объяснения. Я не вижу здесь логической связи: как могли бы нравственные законы утратить своё значение из-за того, что люди признают эти законы выражением опыта, постепенно приобретаемого знания, что полезно и что вредно. Напротив, что может служить в подобных вещах доводом более сильным, чем наследственная мудрость народа? С. представляется нам как бы отражением объективного порядка природы, присущего нравственной жизни, как он проявился в нравах и праве... и народ, который совершенно утратил бы то, что мы называем С., не прожил бы ни одного дня" (Паульсен, "Основы этики"). Точно так же и априорное происхождение С. нисколько не лишало бы её объективного характера и обязательности.


Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 32
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:42. Заголовок: Совесть как психолог..


Совесть как психологическая проблема
Независимо от объяснений природы и возникновения С. существует и чисто психологическая проблема, состоящая в описании различных видов С. и различных её проявлений и в указании тех психических элементов, из которых вырастает С. Напрасно мы стали бы искать в животном мире явлений, аналогичных явлениям С. (натуралисты утверждают противное и приводят любопытные факты; см. например Houzeau, "Etudes sur les facultés mentales des animaux comparées à celles de l'homme", 2-й том, стр. 280 сл.). Психология детского возраста может дать указания о том, как слагается в душе ребёнка С. и понятие о ней. Главной основой С. следует признать чувство стыда. С. есть только развитие стыда, утверждает Вл. Соловьев (см. "Оправдание добра"), и с ним вполне согласен Сикорский (см. "Всеобщая психология", стр. 270:. "С. есть филогенетический плод развития человечества и соответствует не личному опыту индивидуума, но вековому нравственному опыту поколений. Путём сложной дифференцировки чувство стыда поднялось до высоты чувства С."). Дети в весьма различной степени одарены стыдливостью; точно так же различно действуют на них пример, воспитание и среда (об этом см. Сэлли, "Психология детства"). Психологический материал, доставляемый наблюдениями над детьми, пополняется этнографическим материалом. Этнография показала, что взгляд на дикарей, как на людей, лишённых всяких нравственных понятий, неправилен. Этого взгляда держится Мюнстерберг ("Ursprung der Sittlichkeit"); но стоит только с некоторым вниманием прочесть сочинения знаменитых путешественников, чтобы убедиться, что не только у различных племён различное понимание нравственных понятий, но у некоторых племён, стоящих на весьма низкой культурной ступени, относительно высоко понимание нравственности, и наоборот. Так, например, Томсон в своём сочинении о племени Массаи говорит, что народ Вакавирондо хотя и ходит совершенно нагим, но имеет весьма высокую нравственность и очень стыдлив. Массаи также высоко ценят стыд и стыдливость, ибо mulierum gravidam, neque alicujus viri matrimonium tenenteminterficiunt Massai quum primum patet eam concepisse. В Азии встречаются племена, стоящие на низкой ступени культуры, но с превосходными нравственными качествами, правдивостью, добротой и т. д. (ср. О. Flügel, "Das Ich und die sittlichen Ideen im Leben der Völker"). Таким образом, поставить в непосредственную связь высоту нравственного понимания с высотой культуры вообще и сказать вместе с Гельвецием, что добродетель и счастье народов зависят от хороших законов, нет никакой возможности. Весьма богатый материал для психологии доставляет криминология. Деспин (Despine, "Psychologie naturelle", Париж, 1868) первый подробно исследовал явления С. у преступников. Процесс разложения С. бросает ещё более яркий свет на её природу, чем процесс сложения её. После Деспина об этом предмете писали весьма многие, например, Koppe ("Les criminels", 1889), Эллис ("The criminal", 1890), Ломброзо и его последователи. У Лебона и Тарда можно найти указания о С. толпы. Наконец, одичалые люди и выродившиеся народы (см. R auber, "Homo sapiens ferus", Лпц., 1885) представляют также большой интерес для анализа С. Некоторые явления С., например, угрызения С., были всегда любимой темой для поэтического изображения (напр Макбет Шекспира). Очень хорошо об угрызениях С. замечает Даниель Стерн (Графиня д'Агу): "Угрызения нашей С. прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас ещё живы, а не нашим порокам". Психологическое исследование С. может быть дополнено историческим, т. е. указанием на то, как понимание С. в различные времена менялось. В этом отношении в книге L. Schmid'a, "Die Ethik d. alten Griechen", можно найти очень любопытные указания и пример, как следовало бы анализировать и средневековую историю, и историю нового времени. Такое исследование должно бы иметь в виду не теоретическое рассмотрение вопросов этики, а реальную этическую жизнь народов и изменение воззрений на конкретные вопросы жизни. Материалы для такой истории существуют в изобилии; имеются и попытки их систематизации: см., например, Lecky, "History of european morals from Augustus to Charlemagne" (Нью-Йорк, 1879); его же, "Geschichte d. Ursprungs und Einflusses der Aufklärung in Europa" (Лпц., 1873); H. v. Eicken, "Geschichte und System d. mittelalterlichen Weltanschauung" (Штутгарт, 1887); H. Reuter, "Geschichte der religiösen Aufklärung im Mittelalter" (Берлин, 1875); A. Desjardins, "Les sentiments moraux au XVI siècle" (Пар., 1887).



Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 33
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:44. Заголовок: История философских ..


История философских учений о совести
Представить историю философских учений о совести нелегко, потому что трудно выделить совесть из связи с другими этико-религиозными понятиями. Ближайшим образом понятие совести связано с понятиями свободы и греховности; только там, где есть сознание свободы и греховности, и можно искать анализ совести.


Античность
В древней греческой философии нет слова для обозначения понятий совести и греховности. Термин συνείδησις, как существительное, впервые появляется у стоиков. Само собой разумеется, что само явление совести и ранее служило предметом анализа и изображения, например, у трагиков.

Демон Сократа также имеет отношение к понятию совести, хотя указания демона касались не столько нравственной оценки поступков, сколько их внешнего успеха, и поэтому более напоминают предсказания оракула, чем голос совести. Из стоиков в особенности Сенека указал на чистоту совести, как на источник самоудовлетворенности, и на укоры совести, как на наказание за проступки. Сенека и Эпиктет указывают на важность показаний совести и на относительно малое значение мнения ближних.

Греки подметили и то, что совесть — не всегда непреложный указатель правильного пути, что существуют и ошибки совести; но только в христианстве дана почва для учения о совести.

В посланиях апостола Павла мы встречаемся с анализом совести; так, например, в послании к Римлянам, XIII, 5, апостол Павел рекомендует послушание властям не только из страха наказания, но "и ради совести". Он признает рост совести и различает ступени совести (греч. συνείδησις έαυτοΰ и греч. συνείδησις έτέρου), причём не только разумеет под совестью явление религиозной жизни, но прямо ставит её в связь с практическими целями нравственности.

Позже догматические вопросы заслоняют этические, и о совести мы встречаем у первых отцов церкви лишь изредка упоминание, причём совесть рассматривается главным образом как элемент религиозной жизни.

Иоанн Златоуст первый заговорил о свободе совести; он неоднократно изображал неподкупного судью и указывал, что совесть — достаточный путеводитель для достижения добродетели.

Некоторый анализ явлений совести можно найти и у Пелагия, и у противника его, блаженного Августина; но их главный интерес вращается не около вопроса о совести.

Средние века
В средние века в схоластической литературе совести отводится значительное место, но не столько общему вопросу о природе совести, сколько казуистическому решению частных случаев. Духовнику на исповеди приходилось решать различные вопросы жизни и разрешать различные сомнения. Вследствие этой практической потребности появились казуистические толкования (различные Summae, например, Artesana, Angelica), которые не всегда служили развитию нравственности, а часто прямо-таки затемняли и засоряли совесть. На этой почве впоследствии развилась мораль иезуитов, изображенная Паскалем, а в недавнее время — графом П. Генсбреком (Hoensbroech).

Наряду с анализом casus conscientiae шло теоретическое обоснование этических вопросов, в согласии с основными понятиями христианского миросозерцания; древнее учение о четырёх добродетелях получает более глубокое обоснование, которое необходимо приводить к рассмотрению вопроса о совести.

В практических руководствах, рассматривающих различные житейские случаи и коллизии чувства долга с наклонностями, совесть изображена как изменчивое и условное начало; для объяснения этого начала схоластики придумали незыблемую основу, которую и обозначили словом синдерезис, в отличие от изменчивой conscientia. Это различение с полной ясностью выражено у Фомы Аквината. Фома считает совесть (в смысле синдерезиса) не потенцией, а основным свойством (греч. εξις, лат. habitus), из которого проистекают принципы человеческой деятельности, как из разума — принципы умозрения. Синдерезис представляет собой врожденный орган нравственных принципов, на который опирается всякое нравственное суждение. Напротив того, conscientia есть сложная деятельность, акт, свидетельствующий о совершенных уже поступках.

Подробный анализ совести согласно принципам Фомы Аквината мы находим у Антонина из Флоренции (1389—1459) и у Герсона, различающего безошибочный синдерезис от conscientia, суждения которой часто оказываются ложными. В этом схоластическом учении следует видеть начало того разногласия, которое существует и поныне и которое мы отметили выше в двух различных взглядах на возникновение совести.


Эпоха реформации
Эпоха реформации устранила схоластическую философию; вместе с тем исчезло и учение о двойной совести (синдерезис и conscientia). Эта эпоха выдвинула живую личность и заговорила о правах совести; но сначала реформация лишь разрушала учение схоластики, не созидая стройной системы этических понятий. Некоторый психологический анализ можно найти, однако, у Меланхтона, сравнивающего совесть с практическим силлогизмом, в котором большая посылка — божественный закон, а меньшая — частный случай применения этого закона. Возникновение полной системы этики в духе реформации было необходимостью, и Будде, Мосгейму и другим пришлось вновь считаться с теми различиями, которые были установлены в учении Фомы Аквината.


Эпоха просвещения
Эпоха просвещения отодвинула догматические вопросы на второй план и выдвинула вопросы нравственного характера. Не религия и не вера суть основы нравственности, а, напротив, нравственность есть путь, ведущий к религии. Добродетель и счастье — основы нравственности; но в то же время и С. отводится видное место и ей приписывается непреложность. Главное приобретение этой эпохи заключается не в философском анализе С., а в понятии свободы С. Эта свобода провозглашается как принцип, из которого вытекает требование веротерпимости.

Значение и завоевания эпохи просвещения весьма велики, но, выдвигая идею индивидуальности и субъективизма, философы просвещения (Гетчисон, Юм, Руссо) не могли объяснить всеобщности и необходимости решений С. Решение этого вопроса принадлежит Канту и его последователям. Кант требует подчинения внутреннему судилищу, которое присуще человеку, а не приобретено им. Это судилище имеет безусловную достоверность; ошибки С. невозможны. Фихте в "Sittenlehre" ещё решительнее высказывается в том же духе. "Если возможно поведение, согласное с долгом, то должен существовать абсолютный критерий истинности нашего убеждения, относящегося к долгу. Известное убеждение должно быть абсолютно истинным, и мы на него должны опереться ради долга... Этот критерий есть чувство истины и достоверности. Это чувство никогда не обманывает, ибо оно существует лишь при полном согласии нашего эмпирического и чистого "я", а чистое "я" и есть наше истинное бытие. С. есть не что иное, как непосредственное сознание нашего определённого долга". Итак, в учении Фихте, признающего кантовское разделение эмпирического и трансцендентального "я", а вместе с тем и двойную С., совершенно меняется отношение прирождённой С. к эмпирической, встречаемое в схоластической философии.

Схоластика главным образом занималась ошибками С. и признавала лишь scintilla, т. е. слабую искру божественного света в человеке. В немецкой идеалистической философии эта искорка разгорается в яркий внутренний свет, уничтожающий возможность ошибок.

Гербарт и Шопенгауэр уделяют большое внимание явлениям С., но стараются рассматривать это явление с психологической точки зрения, устраняя по возможности религиозные и философские элементы.


Новейшая философия
В новейшей философии эволюционизм, став на естественнонаучную точку зрения и отбросив схоластические разделения С. на эмпирическую и трансцендентную, занялся выяснением возникновения С. Весьма много интересных замечаний о происхождении и природе С. можно найти у Ницше, в его "Genealogie der Moral". Ницше согласен с точкой зрения эволюционизма, но не согласен с объяснением, которое даётся эволюционизмом возникновению С. С философами просвещения Ницше сходится в ненависти к религиозной морали. Однако, не смотря на свои симпатии к эволюционизму и к философии просвещения, Ницше вновь вводит учение о двойной С., различая мораль господ от морали рабов. Несмотря на всю показную симпатию его к морали господ, кое-где прорывается и прямо противоположное чувство. Двойная мораль, конечно, ведёт к отрицанию морали вообще; этот вывод мы находим в "Новом учении о нравственности" Менгера, где говорится, что сила и нравственность по существу совпадают: нравственность есть приспособление к соотношениям социальных сил, а С. есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении к соотношениям социальных сил.



Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 34
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:45. Заголовок: СОВЕСТЬ – способност..


СОВЕСТЬ – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний – например, угрызений совести.
Согласно З. Фрейду, совесть – внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 35
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:50. Заголовок: ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ…Чест..


ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ…Честь и совесть… Мы так часто слышим эти слова, что они уже несколько утрати-ли для нас своё истинное значение, превратились в набор бессмысленных звуков. Мы часто их произносим, но, увы, редко задумываемся над тем, что они обозначают.

Честь и совесть… Два слова, два понятия, которые всегда рядом, два качества, за-нимающие первые позиции на шкале нравственных ценностей. Что они для человека? По-чему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души? Этот вопрос всегда волновал сердца людей. Что же кроется за этими понятиями?

Честь — моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает уважение со сто-роны окружающих и к самому себе. Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание, мо-раль собственных поступков и чувств. Это — нравственная ответственность за своё поведе-ние. Так объясняет значение этих слов толковый словарь.

Внутренняя красота человека заключается в гармонии его чувств и мыслей с по-ступками. Мне кажется, что главные достоинства человека — сохранение своего духовного богатства, верность своим нравственным позициям, своему мировоззрению. Понятия чести и совести чужды тому, кто поступается своими принципами ради достижения каких — либо низких целей, кто живёт лишь для удовлетворения личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, переступая через них.

Совесть — это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. Чистая совесть возвышает, нечистая — заставляет прятаться, уходить в себя, скрывать свои мысли и чувства. Смотреть на людей с утраченной совестью страшно и стыдно. Именно поэтому сохранить свою честь и достоинство и остаться с незапятнанной совестью очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Но всё же есть, как мне кажется, профессии, которые обязывают человека быть безупречно нравственным. Это- учитель, врач, любой творческий работник. Эти люди занимаются приобщением детей к культуре, морали и языку, пробуждением в каждом из нас каких- то творческих жилок, находящихся в глубине нашей души, и, может быть, самим нам до поры до времени неизвестных, нако-нец, спасением человеческих жизней…

Это вовсе не означает, что остальные люди имеют право обходиться без чести и со-вести. Нет, эти качества должны быть присущи каждому человеку. Но люди названных мною профессий обязаны морально быть выше других.

К сожалению, честью и совестью обладают не все люди. Иначе разве стали бы мы восхищаться каждый раз, обнаружив эти духовные ценности в ком-либо? Но ведь они должны составлять нравственную основу каждой личности! Может быть, это нереально, но я очень хочу, чтоб это было именно так, потому что в совести — правда жизни, смысл жизни.

Для каждого из нас идеалы чести и совести разные. Для меня же это — Данко, пла-менем своего сердца освещающий путь к светлой и прекрасной жизни. На таких людях держится наш мир.


Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 36
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.08 15:51. Заголовок: Сочинение на тему че..


Сочинение на тему чести и совести

"Совесть - моральный самоконтроль умение самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков" - так объясняет это нравственное понятие толковый словарь. Обращаясь к семантике этого исконно русского слова можно сделать вывод, что это не только осознание нравственных значений, совершаемых поступков, но и форма эмоциональных переживаний. Всем знакомы такие выражения, как "угрызение совести", " спокойная совесть". По-моему мнению, человек не может быть полностью удовлетворён собой. Он должен безпрестанно стремиться к самосовершенствованию, брать на себя вину или хотя бы какую-то часть вины за моральную неустроенность мира. Значит, совесть никогда не может быть спокойна. В наше время кажется уже, что понятия " честь и совесть" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести "и первый клад мой честь была",- писал А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и не разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир. А ведь душевное спокойствие, по-моему, возможно только тогда, когда в гармонии находятся мысли, чувства и поступки человека. Понятия чести и совести нельзя применить к тем, кто поступился своими моральными принципами ради достижения корыстных целей. Смотреть на людей со сломленной совестью гораздо страшнее, чем на убитых. Вспомним, как страдает Родион Раскольников, совершивший убийство ради, как ему кажется, благородной цели. Он хотел проверить себя, но не учёл одного - мук совести, которая являемся единственным неподкупным судьей. Но испытываем ли мы презрение или отвращение к Соне Мармеладовой, которая поступилась честью и совестью в их общепринятых значениях. Нет, конечно, нет! Даже каторжники, и те видят в ней ангела, сошедшего с неба. Ведь всё, что она делала, она делала ради других, совсем не думая о себе. Хоть и прошло уже много лет и 20-ый век с его войнами и НТ прогрессом, сильно изменил многие нравственные понятия, но совесть и честь по-прежнему составляют основу личности. Да, больше стало людей, чувствующих себя временьшиками, у которых потеряна связь с родной землёй и для которых деньги, карьера и власть стали богами. Только им они служат, отвергая вечные библейские и житейские истины. Вспомним, как отреагировали на объявление о приёме лыка по пятачку за килограмм, жители деревни из романа Замечательного сибирского писателя Сергея Алексеева "Рой". Лык вывозили из леса, кто на чём мог: кто на телеге, кто в сумках, кто в рюкзаках. В итоге оказалось, что лес стоит голый. Но разве мало таких людей, у которых душа болит, глядя на то, как духовно нищает человек? Одним из ярких примеров людей, живущих по законам чести и совести является для меня академик Д.С. Лихачёв. Он понимал, что сейчас не хватает добра и сострадания написал свои десять заповедей человечности. Следуя которым любой человек не только не уронит своё достоинство, но и поможет другим. Одна из 10-ти заповедей гласит: " Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба." У Д.С. Лихачёва болело сердце за Россию, ему было стыдно за всё, что происходит вокруг. " С утра до вечера думаю, выдержит ли Россия груз той черноты, который всё больше на неё наваливается?" Не даром он ушел из жизни в день трёх сестёр - Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. По-моему, совесть в каждом человеке является внутренним компасом, невидимом другими, богом, который руководит его поступками, независимо от того верующий это человек или нет. Ушёл 20-ый век и настал 21-ый. И нам хочется верить, что вместе с уходящим столетием не исчезнут из нашей жизни понятия честь, совесть и достоинство.



Я не шучу, я уже не шучу... Я буду делать всё так, как хочу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 17
Зарегистрирован: 08.04.08
Откуда: Латвия, Даугавпилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.04.08 06:30. Заголовок: Без совести и при бо..


Без совести и при большом уме не проживешь.
Максим Горький
Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшими различиями между человеком и животным.
Чарлз Дарвин
Голос чистой совести приятнее ста голосов славы.
Пьер Буаст
Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
Оноре Бальзак
Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.
Эжен Делакруа
Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен".
Чарлз Дарвин
Совесть - это правильный суд доброго человека.
Аристотель
Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.
Эрих Мария Ремарк
Совесть правителя, сосредоточенная на действительном благополучии народа, это ни что иное, как высокоразвитая совесть.
Али Апшерони
Совесть царствует, но не управляет.
Поль Валери
Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью.
Джордж Вашингтон
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть - вот идеальная жизнь.
Марк Твен
Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
Артур Шопенгауэр
Чистая совесть - самая лучшая подушка.
Генрик Ибсен
Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
Аристотель
Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью.

Любовь -это наркотик. Поначалу возникает эйфория, легкость, чувство полного растворения. На следующий день тебе хочется еще. Ты пока не успел втянуться, но, хоть ощущение тебе нравится, ты уверен, что сможешь обойтись без них. Ты думаешь о любимом существе 2 минуты и на 3 часа забываешь о нем. Но постепенно ты привыкаешь к нему и попадаешь в полную зависимость. И тогда, ты думаешь о нем 3 часа и забываешь на две минуты. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
...Дождик...




Сообщение: 25
Зарегистрирован: 07.04.08
Откуда: Даугавпилс
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.08 17:53. Заголовок: Девченки, а вы часто..


Девченки, а вы часто чувствуете угрызения совести?

Каждый человек подобно Луне имеет свою не освещенную сторону, которую он никому не показывает... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 86
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.08 18:38. Заголовок: Если честно, то быва..


Если честно, то бывает... не часто,но я бы отдала многое, чтобы исправить всё то, что я наворотила раньше... Сейчас уже совесть не мучает, а вот ещё совсем не давно...

Ты меня не любишь,ну и чёрт с тобой! Бог тебя накажет серной кислотой! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
...Дождик...




Сообщение: 34
Зарегистрирован: 07.04.08
Откуда: Даугавпилс
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.08 18:48. Заголовок: А я вот не знаю...ил..


А я вот не знаю...или я не понимаю что это именно совесть меня мучает или я забываю...но я не помню кгда меня мучала совесть последний раз...Даже как-то не посебе...

Каждый человек подобно Луне имеет свою не освещенную сторону, которую он никому не показывает... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
Настроение: Позитивное))
Зарегистрирован: 20.08.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.08 19:05. Заголовок: Да топить эту совест..


Да топить эту совесть! она меня с самого рождения мучает!Чё не сделаю,так потом ногти сижу грызу,но держусь однако!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Должность: Администратор

по всем вопросам - ЛС
Лучше сгореть, чем угаснуть.




Сообщение: 159
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Латвия, Д-пилс
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.08 17:27. Заголовок: Однажды во мне просн..



 цитата:
Однажды во мне проснулась совесть. Огляделась, плюнула и ушла...




- Я не высокомерна – просто я лучше многих
- Я не язвительна – просто, говорю, что думаю
- Я Вас не умнее – просто Вы тупее
- Я не кокетка – я так не умею
- Я не разбалованна – я брезгливая
- Я не стерва – я просто не толерантна
- Я над Вами не издеваюсь – я Вас изучаю
- Я Вас не игнорирую – просто Вы малозначимы
-Я не флиртую - я оттачиваю мастерство общения
-Я не кричу - я убедительно излагаю
-Я не ошибаюсь - я принимаю рискованные решения
-Я не боюсь - я поступаю предусмотрительно
-Я не изменяю - я меняю обстановку...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Жмём: Наши друзья: DPCĢ